Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа посвящена исследованию языковых особенностей интервью в современных печатных изданиях.
Существенные изменения социальной жизни нашей страны в ХХI веке привели к закономерным трансформациям в языковых процессах, которые объясняются не только внутренними факторами развития языка, но и по большей части внелингвистическими причинами. Средства массовой информации как совокупность средств публичной передачи информации, в частности печатные издания, ярко демонстрируют перемены в языковой картине мира. Интерес к языку СМИ объясняется тем, что в нем наиболее ярко отражаются все языковые нововведения, посредством которых воспринимается и начинает функционировать в повседневной жизни новая информация (в частности, и ее языковая форма).
В данной курсовой работе исследуется интервью, прежде всего, как жанр, наиболее достоверно отражающий современные языковые тенденции. В большей степени нас интересует письменная форма бытования жанра на страницах печатных изданий, которая во многом влияет на выбор языковых средств для реализации первостепенной коммуникативной цели жанра (отражение актуальной проблемы или представление объективного образа собеседника).
Актуальность исследования языкового многообразия жанра интервью на страницах печатных изданий объясняется потребностью дополнения существующих научных знаний об особенностях речевого поведения людей, вовлеченных в диалог и приобретающих в рамках интервью роли интервьюируемого и интервьюирующего. Также существует необходимость в более глубоком изучении особенностей функционирования языка, организующих взаимодействие собеседников.
Материалом исследования послужили газетные и журнальные интервью – подборка текстов из газет и журналов: «Русский репортер», «Известия», «Ведомости», «Горизонт», «Единение», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» и другие издания).
Объект исследования – жанр интервью как один из первостепенных публицистических жанров начала XXI века.
Предмет исследования – специфика употребления языковых единиц в рамках интервью в письменной форме его бытования.
Цель исследования – выявление языковых особенностей создания текстов жанра интервью в различных печатных изданиях.
Поставленная цель определила задачи исследования:
- изучить происхождение и функции жанра интервью;
- рассмотреть жанровые характеристики интервью и его виды;
- проанализировать лексико-стилистические особенности интервью;
- исследовать специфику письменной формы бытования жанра на конкретных примерах из печатных изданий.
В работе применялись следующие методы исследования:
1. Метод сплошной выборки языкового материала.
2. Анализ: разностороннее изучение жанра интервью и письменной формы его бытования.
3. Классификация: выделение особенностей жанра интервью в печатных изданиях.
Научная база работы: исследования в области языка СМИ Г.Я. Солганика, Н.С. Валгиной, В.Г. Костомарова, А.А. Тертычного и др.
Структура работы определена целью и задачами данного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении говорится об актуальности, цели, задачах, объекте и предмете исследования. Первая глава обращается к анализу теоретических основ проведения интервью. Здесь говорится о происхождении и функциях интервью, выделяются его основные жанры. Вторая глава посвещена языковым особенностям интервью непосредственно в печатных изданиях. Здесь приводятся фрагменты интервью и анализ публикаций с лингвистической точки зрения. В заключении подводятся итоги работы и делаются выводы. В приложении приводятся конкретные примеры интервью из газет и журналов. Список литературы состоит из 20 единиц, реализация языковых особенностей интервью рассмотрена на базе 22 источников.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРВЬЮ КАК ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА
1.1. Происхождение, функции и виды жанра интервью
Жанр интервью представляет собой форму получения интервьюером какой-либо информации от интервьюера посредством вопросов. Это коммуникативный акт, который предполагает общение журналиста и собеседника посредством диалога путем систематичного чередования вопросов и ответов для того чтобы получить определенную информацию, которая представляет интерес для общества, для определенной читательской аудитории. При этом способ сбора информации идентичен структуре жанра. Ключевым жанром публицистики интервью становится лишь в XIX веке, когда в развитых государствах происходит бурное распространение периодической печати, взаимодействие журналиста с целевой аудиторией приобретает характер диалога, а также становится важным способом получения значимой для общества информации. Диалог (фр. dialogue, от греч. dialogos «разговор, беседа»), процесс общения, обычно языкового, между двумя или более лицами . Следовательно, интервью представляет собой не только беседу, но и одновременно диалог. По мнению Б.В. Стрельцова, интервью произошло именно из обычного диалога, который наиболее ярко проявляется в повседневном общении. В I веке до н. э. возникают первые прообразы газет, которые выпускались по указанию Юлия Цезаря. Собранные в них сведения отражались на покрытых гипсом досках, которые вешались в людных местах. Информации для данных газет собиралась посредством диалога с жителями Рима переносилась на гипсовые доски, но предъявлялась она не в виде чередования вопросов и ответов, а в форме новостного текста. Таким образом, можно прийти к заключению, что интервью произошло из общения между людьми и не имело отношения к политике (как, например, памфлет, задачей которого было высмеять политический режим), ни к формированию вкусов общества, чему служила, например, рецензия .
Следует отметить, что современная журналистика представляет целый ряд определений феномена интервью, каждое из которых имеет свои специфические особенности. Рассмотрим эти определения:
«Интервью – жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам» .
«Интервью – беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес» .
«Предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом» .
Из приведенных определений видно, что внимание акцентируется на различных аспектах журналистского интервью: интервью-методе (способе получения материала) и интервью-жанре (форме репрезентации материала).
Если обратиться к первоисточнику понятия интервью, то есть к семантике английского языка, то можно обнаружить, что понятие строится из префикса «inter», который имеет значение «взаимодействие», «взаимонаправленность» и слова «view», одним из значений которого является слово «взгляд» или же «мнение», фактически оказывается, что интервью – это обмен мнениями, фактами и сведениями .
Интервью реализуется с помощью интервьюера – субъекта, специального подготовленного для проведения интервью. Интервью базируется на целенаправленной беседе, задача которой – получение ответов на поставленные вопросы, определенные целью исследования. При данном виде опроса происходит социально-психологическая интерференция между интервьюером и респондентом в рамках поставленной цели. Таким образом, беседа основывается на личном контакте интервьюера и интервьюируемого лица. Если сравнивать интервью с другими видами опроса, например, с анкетированием, можно выявить его главную отличительную черту, которая заключается в способе взаимодействия интервьюера и респондента. Анкетный опрос целиком определяется анкетой, то есть лицо, проводящее опрос, абсолютно пассивно, а суть вопросов трактуется самим
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмадулин, Е.В. Краткий курс теории журналистики: учеб. пособие для студентов вузов/ Е.В. Ахмадулин. - М.: ИКЦ «МарТ», 2006. – 272 с.
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной, 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка: Учеб. пособие. – М., 1997, 448 с.
4. Добросклонская Т. Г. Медиатекст: теория и методы изучения / Т. Г. Добросклонская // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. – 2005. – № 2.
5. Евстратова, С.Б. Лексико-грамматические средства реализации функций газетных заголовков (на материале русского и эстонского языков). Учебник С.Б. Евстратова. - Тартуский университет., 2003, 213 с.
6. Ким М.Н., Жанры современной журналистики. [Текст] / М.Н Ким - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004, 320 с.
7. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. М., 2004, 160 с.
8. Коньков В. И. Речевая структура газетных жанров. СПб, 2005, 260 с.
9. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. Изд-во Московского ун-та, 1971, 117 с.
10. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. – М.: Высшая школа, 2002, 286 с.
11. Лукина М.М. Технология интервью. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003, 191 с.
12. Овсепян Р.Г., История Отечественной журналистики. [Текст] / Р.Г Овсепян. - М.: Моск. Университет, 1996. – 175 с.
13. Рэндалл Д. Универсальный журналист / Д.Рэндалл - СПб., 1999, 312 с.
14. Славкин, В. В. Журналистский текст в динамическом аспекте / В. В. Славкин // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. – 2005. – № 2.
15. Солганик Г.Я. Язык СМИ и политика. – М.,2012, 952 с.
16. Солганик Г. Я. Язык современных СМИ / Г. Я. Солганик // Журналистика и культура русской речи. – 2004, №1
17. Стрельцов, Б.В. - Основы публицистики. Жанры. [Текст] / Б.В. Стрельцов - Минск, 1990. – 324 с.
18. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати 3-е изд., испр. и доп./ А.А Тертычный. – СПб: Аспект-Пресс, 2006, 318 с.
19. Учёнова, В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия. Методы журналистского творчества / В.В Учёнова - М., 1982, 312 с.
20. Шкондин М. В., Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества)/ М. В Шкондин - М., 2000, 214 с.
СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Большой толковый словарь русского языка. Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб, 2000, 1536 с.
2. Советский энциклопедический словарь. Гл. редактор А. М. Прохоров. 3-е издание. М. Советская энциклопедия 1985г., 1600 с.
3. Толковый словарь русского языка. Под ред. Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. М., 2006 г., 944 с.
ИСТОЧНИКИ
1. Аргументы и факты. 22 июня, 2014
2. Ведомости, 12. 03. 2011
3. Горизонт. 10.02.2011
4. Горизонт. 29.07.2015
5. Горизонт. 22.09.2015
6. Единение. 05.03.2013
7. Единение. 20.03.2013
8. Единение. 29.04.2013
9. Единение, 28.09.2014
10. Известия 22.11.2009
11. Известия. 23 марта 2013 г.
12. Кинобизнес сегодня, 8/2013
13. Кинобизнес сегодня, 9/2013
14. Киноведческие записки, 84/2017
15. Коммерсант, 6/2008
16. Комсомольская правда. 12 декабря, 2009
17. Лиза. №45, 2012
18. Московский комсомолец. 13 декабря, 2015
19. Новая газета. 15 мая, 2014
20. Русский репортер» №42 (271) /25 окт 2017
21. Русский репортер» №43 (275) /01 ноя 2017
22. Русский репортер» №46 (275) /22 ноя 2017